© 2016-2019  "Технологии развития"

Аналитическая справка по Конкурсу Арктика 2015г.

August 23, 2015

Сегодня Конкурс научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа стал  площадкой, на которой формируются запросы на потребности в технологиях для освоения Арктики и предложения от предприятий, которые предлагают эти технологии для всех отраслей промышленности и соответственно на ней рождается некий симбиоз науки, производства и потребителей.

В соответствие с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № П9-31120 Минэкономразвития России поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проработать вопрос о внедрении технологий и технических решений, отраженных в работах лауреатов Конкурса, с привлечением организаций соответствующих отраслей промышленности, оказать содействие в реализации их проектов, а также по привлечению к участию в конкурсе заинтересованных региональных органов исполнительной власти и организаций. Указанная работа взята на контроль Правительством Российской Федерации.

В 2015 году Конкурс проводился при поддержке Правительства РФ и координирующей роли Минэнерго России.

На конкурс было представлено 93 работы от 47 компаний. Все работы направлены на развитие Арктической зоны Российской Федерации и соответствуют «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.

На этап экспертной оценки допущено 42 работы от 23 организаций:

от Объединенной судостроительной корпорации проекты представили ОАО «Зеленодольское ПКБ», ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», ОАО ЦКБ «МТ «Рубин»;

от Госкорпорации «Росатом» проекты представили ОАО «ОКБМ имени АФРИКАНТОВА», АО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля», AО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л. Я. Карпова»;

НИЦ «Курчатовский институт»,  ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ФГБОУ  ВПО «Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет», ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный университет», ФГУП «Институт минералогии, геохимии и кристаллохимиии редких элементов», ФГУП  «ВНИИОкеангеология им. И.С.Грамберга», Арктическая общественная академия наук;

предприятия ТЭК - ООО «Газпромнефть шельф», ООО «Газпромнефть шельф НТЦ» ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ»,  ООО «Газпром ВНИИГАЗ»,  ОАО «ИНТЕГРА», ОАО «Зарубежнефть»;

предприятия промышленности - ЗАО «Научно-производственное Предприятие Подводных технологий «Океанос», ООО «Московский завод «Физприбор», ЗАО «Безопасные технологии», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция», ЗАО «Объединенная металлургическая компания», ООО «ЦентрЭнергоСтройПроект»,  ООО «ТЕХСНАБАВТО», ООО «Компания «ЭКСТРОЛ».

Отобранные работы являются коллективным трудом высококвалифицированных специалистов и ученых, имеют серьезные наработки, а в ряде случаев готовые к внедрению проекты и решения.

Уже сейчас можно отметить наиболее интересные проекты, которые направлены на решение конкретных технико-технологических задач в области энергообеспечения шельфовых объектов и инфраструктуры: 

  •  «Мощностная линейка кипящих реакторов типа ВРК и проекты энергоблоков для АТЭЦ малой мощности на их основе»;

  • «Ядерные источники энергии электрической мощностью до 6 МВт  в вариантах плавучего и блочно-транспортабельного блоков для развития и освоения Арктики и континентального шельфа»;

  • «Энергообеспечение центра управления перспективного месторождения углеводородов Арктического шельфа на основе атомной термоэлектрической станции».

Отдельного внимания заслуживают проекты, направленные на применение достижений передовой науки и технологий (включая разработку новых или адаптацию существующих к арктическим условиям на базе профильных технологических платформ; разработка и внедрение новых видов техники и технологий в области рационального природопользования, освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов, а также предотвращения и ликвидации аварийных разливов нефти в ледовых):

  • «Техническая платформа  глобальной морской информационно-измерительной системы на основе автономных необитаемых аппаратов типа глайдер»;

  • «Автономные подводные аппараты с преимущественно гидродинамическими принципами движения для Арктической зоны»;

  • «Инновационное сквозное проектирование систем автоматизации для сложных условий эксплуатации на базе программно-аппаратного комплекса отечественной разработки»;

  • «Готовые сухие цементные смеси для цементирования скважин в особых условиях работ на  континентальном шельфе РФ»;

  • «Освоение производства металлопроката и труб с повышенными эксплуатационными характеристиками для магистральных газопроводов,  прокладываемых в районах повышенной сейсмической активности и в регионах вечной мерзлоты»;

  • «Бесштанговые волновые глубинные насосы при добыче нефти»;

  •  «Установка водоподготовки и водоочистки»;

  • Пожаробезопасные безгалогенные композиционные материалы электроизоляционного назначения»;

  •  «Применение блочно-модульных станций управления фонтанными арматурами при освоении месторождений углеводородного сырья континентального шельфа»;

  • «Технологии определения минимальных рентабельных ресурсов углеводородов для проекта на шельфе»;

  • «Технология электро- взрыва для формирования свайного поля при строительстве в арктических широтах»;

  • «Технология Сухая углеродная смазка»;

  • «Оптимизация процесса строительства скважин на шельфе Российской Федерации»;

  • «Технология проведения сейсморазведочных работ МОВ ОГТ 2D в сложных ледовых условиях»;

  • «Экструзионный пенополистирол «Экстрол»;

  • «Универсальная, многофункциональная техника высокой проходимости на специальном шасси BELL EQUIPMENT (Германия, ЮАР, локальное производство техники на площадке ОАО «НЕФАЗ» г. Нефтекамск в рамках межправительственного соглашения стран БРИКС) и ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (локальное производство техники на площадке ОАО «КАМАЗ» г. Набережные Челны)».

Впервые предложен ряд лазерных технологий:

  • «Центр лазерных технологий  оснащенный модифицируемым набором технологий, с использованием волоконных лазеров различных мощностей»;

  • «Голова оптическая для лазерной сварки нефте, газопроводов FL W D30»;

  • «Технология ликвидации техногенных аварий при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений при помощи Многоцелевого Лазерного Технологического Комплекса».

Представлено множество концепций:

  • «Концептуальный проект бурового и эксплуатационного комплексов для освоения ресурсов мелководного Арктического шельфа»;

  • «Концептуальная разработка унифицированной высокомореходной платформы по схеме судна с аутригерами - энергетическими модулями для судов Арктического региона различного назначения»;

  • «Концепция морской ледостойкой платформы типа блок - кондуктор для мелководного шельфа Обской губы»;

  • «Концепция технико-технологических решений по освоению углеводородных ресурсов Арктического шельфа с коротким межледовым периодом»;

  • «Концептуальный проект гравитационной платформы для сжижения газов для береговых месторождений»;

  • «Критерии рентабельности бурения эксплуатационных скважин на шельфовых месторождениях»;

  • «Состояние проблемы и перспективы освоения минеральных ресурсов Мирового океана с позиции экономических и геополитических интересов России».

 

Проекты, направленные на обеспечение экологической безопасности (обеспечение сохранения биологического разнообразия арктической флоры и фауны в условиях расширения экономической деятельности, разработка и внедрение экономических механизмов, стимулирующих воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевых и биологических ресурсов, энерго- и ресурсосбережение, утилизацию попутного нефтяного газа в районах нефтедобычи, минимизация негативного антропогенного воздействия на окружающую среду Арктической зоны, обусловленного текущей хозяйственной и иной деятельностью; совершенствование системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне):

  • «Разработка Комплексной  технологии и технических средств поиска, идентификации,  подъема и передачи на утилизацию подводных потенциально опасных объектов  на акваториях Карского и Баренцева  морей»;

  • «Комплексы термического обезвреживания отходов производства и потребления промышленных объектов»;

  • «Технология электронно-лучевой конверсии (не каталитической) попутного газа в жидкие углеводороды»;

  • «Установка «Синтез-газ-бензин» для утилизации попутного газа»;

  • «Разработка проекта Комплексного плана управления ресурсами акваторий российской Арктики на основе экосистемного подхода и проведения процедуры Морского пространственного планирования хозяйственного освоения акваторий»;

  •  «Разработка технологий кулинарных изделий из малорентабельного рыбного сырья Северного бассейна  с использованием дикорастущих пищевых объектов Кольского полуострова»;

  • «Экологически безопасный комплекс по переработке и утилизации отходов на территориях  Субъектов РФ, имеющих границы с морскими  акваториями с организацией системы экологического мониторинга водной акватории»;

  • «Анализ вариантов комплексной разработки и обустройства нефтяных месторождений Печорского моря».

Проекты, направленные на создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание услуг связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны, в том числе путем прокладки подводных волоконно-оптических линий связи по трассе Северного морского пути и интеграции с сетями связи других государств:

  • «Paзработка имитационного технико-экономического моделирования при решение задач морского транспортного снабжения объектов инфраструктуры Российской Арктики и обеспечивающей инфраструктуры»;

  • «Разработка предложений по комплексированию систем управления движением судов (СУДС) и автоматизированных систем контроля обстановки (АСКО) в Арктике».

Впервые появились работы, направленные на изучение особенностей при подборе кадрового  персонала при работе в особых Арктических условиях:

  • «Исследование социально-психологического климата в коллективе работников на морских нефтегазовых объектах на примере реализации проекта «Приразломное» на шельфе Печорского моря».

       Для оценки результатов работ была создана конкурсная комиссия, в состав которой вошли ведущие ученые Российской Академии Наук, представители Минэнерго России, Государственной Думы Российской Федерации, ведущих научных, исследовательских институтов и организаций России.

Подведение итогов Конкурса и награждение победителей планируется провести на Международной конференции и выставке по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа (RAO/CIS Offshore), проводимой 15-18 сентября 2015 г. в Санкт-Петербурге в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.

По итогам Конкурса будет издан сборник работ его лауреатов.

 

 Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что некоторые работы лауреатов конкурса заслуживают пристального внимания. И было бы не правильно откладывать их в долгий ящик, либо ждать когда наши идеи, технологии и технические решения, как это уже неоднократно было, утекут за рубеж и будут нам же предлагаться, но уже за другие деньги.

Please reload

Рекомендуем

Как это было: RAO/CIS Offshore 2017

October 31, 2017

1/8
Please reload

Последние новости
Please reload