Подведены итоги «Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, нап



На конкурс 2015 года, проводимый при поддержке Правительства Российской Федерации, было представлено 93 работы от 47 российских организаций, охватывающие широчайший спектр научно-технических и производственных задач, направленных на обеспечение работ по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики. Все работы связаны с развитием Арктической зоны Российской Федерации и способствуют «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969.

Для оценки результатов работ создана конкурсная комиссия, в состав которой вошли ведущие ученые Российской Академии Наук, представители Государственной Думы Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, ведущих научных, исследовательских, конструкторских и проектных институтов и организаций России.

На этап экспертной оценки допущено 40 работ от 28 организаций:

  • от Объединенной судостроительной корпорации проекты представили ОАО «Зеленодольское ПКБ», ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит», ОАО ЦКБ «МТ «Рубин»;

  • от Госкорпорации «Росатом» проекты представили АО «ОКБМ имени АФРИКАНТОВА», АО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля», AО «Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский физико-химический институт имени Л. Я. Карпова»;

  • НИЦ «Курчатовский институт», ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет», ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный университет», ФГУП «Институт минералогии, геохимии и кристаллохимиии редких элементов», ФГУП «ВНИИОкеангеология им. И.С.Грамберга», Арктическая общественная академия наук;

  • предприятия ТЭК - ООО «Газпромнефть шельф», ООО «Газпромнефть шельф НТЦ», ООО ФПК «Космос-Нефть-Газ», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», ГК «ИНТЕГРА», АО «Зарубежнефть»;

  • предприятия промышленности - ЗАО «Научно-производственное Предприятие Подводных технологий «Океанос», ООО «Московский завод «Физприбор», ЗАО «Безопасные технологии», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция», ЗАО «Объединенная металлургическая компания», ООО «ЦентрЭнергоСтройПроект», ООО «ТЕХНОСНАБАВТО», ГК «ЭКСТРОЛ».


Отобранные работы являются коллективным трудом ученых и высококвалифицированных инженеров и конструкторов, имеют достаточно высокий уровень разработки, а в ряде случаев готовые к внедрению проектные решения.

Структура конкурсных проектов включает в себя различные технико-технологические направления.

Предложены перспективные проекты, направленные на решение конкретных технико-технологических задач в области энергообеспечения шельфовых объектов и инфраструктуры.

Особого внимания заслуживают проекты, направленные на применение достижений передовой науки и технологий, включая:

  • разработку новых или адаптацию существующих к арктическим условиям на базе профильных технологических платформ;

  • разработку и внедрение новых видов техники и технологий в области рационального природопользования, освоения морских месторождений полезных ископаемых и водных биологических ресурсов;

  • предотвращение и ликвидацию аварийных разливов нефти в ледовых условиях.

Впервые предложен ряд лазерных технологий:

  • «Центр лазерных технологий оснащенный модифицируемым набором технологий, с использованием волоконных лазеров различных мощностей»;

  • «Голова оптическая для лазерной сварки нефте- и газопроводов FL W D30».

Представлено множество концепций, определяющих основные направления развития работ на шельфе Арктики:

  • «Концепция технико-технологических решений по освоению углеводородных ресурсов Арктического шельфа с коротким межледовым периодом»;

  • «Концептуальный проект бурового и эксплуатационного комплексов для освоения ресурсов мелководного Арктического шельфа»;

  • «Концептуальная разработка унифицированной высокомореходной платформы по схеме судна с аутригерами - энергетическими модулями для судов Арктического региона различного назначения»;

  • «Концепция морской ледостойкой платформы типа блок - кондуктор для мелководного шельфа Обской губы»;

  • «Концептуальный проект гравитационной платформы для сжижения газов для береговых месторождений»;

  • «Критерии рентабельности бурения эксплуатационных скважин на шельфовых месторождениях».


Поступили проекты, направленные на обеспечение экологической безопасности включая:

  • обеспечение сохранения биологического разнообразия арктической флоры и фауны в условиях расширения экономической деятельности;

  • разработку и внедрение экономических механизмов, стимулирующих воспроизводство и рациональное использование минерально-сырьевых и биологических ресурсов, энерго- и ресурсосбережение;

  • утилизацию попутного нефтяного газа в районах нефтедобычи;

  • минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду Арктической зоны, обусловленного текущей хозяйственной и иной деятельностью;

  • совершенствование системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне.

Заслуживают внимания проекты, направленные на создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, позволяющей осуществлять оказание услуг связи населению и хозяйствующим субъектам на всей территории Арктической зоны, в том числе путем прокладки подводных волоконно-оптических линий связи по трассе Северного морского пути и интеграции с сетями связи других государств.

Впервые появились работы, направленные на изучение особенностей подбора кадрового персонала при работе в особых Арктических условиях.

Конкурсной комиссией подведены итоги, определены лауреаты и победители конкурса, принято решение об издании сборника их работ.

По результатам организации и проведения Конкурса следует отметить следующие выводы и предложения, направленные на улучшение результатов конкурсных работ:

  • проекты, имеющие потенциальное промышленно-производственное значение и находящиеся на ранней стадии разработки целесообразно рекомендовать для включения их в Федеральную программу «Развитие судостроения на 2013-2030 годы» и/или в Федеральную целевую программу «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы», в Федеральную целевую программу «Мировой Океан», подпрограмма «Освоение Арктики и Антарктики», в Федеральную целевую программу «Развитие судостроения», подпрограмма «Освоение шельфа»;

  • проекты, направленные на минимизацию потенциального экологического вреда от хозяйственной деятельности, а также проекты, направленные на улучшение экологической ситуации и внедрение наилучших доступных технологий в сфере обращения с отходами целесообразно рекомендовать к включению в Федеральные целевые программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы»;

  • к сожалению, среди проектов - участников отсутствуют работы по созданию оборудования для бурения скважин, подводного устьевого оборудования, подводного добычного оборудования, подводных компрессоров и сепараторов и т.д. Это оборудование является основным для проведения поисково-разведочных и эксплуатационных работ, и в настоящее время необходимым в импортозамещении. Практически все конкурсные проекты 2015 года связаны с созданием технических средств для обеспечения и обслуживания морских нефтегазовых промыслов. Поэтому при организации приема конкурсных работ необходимо подготовить обращение потенциальным участникам с указанием типов и классов такого оборудования.


Энергетической стратегией Российской Федерации основные проблемы прироста запасов, увеличение и стабилизацию добычи углеводородов планируется осуществить за счет запасов континентального шельфа, обладающего уникальными ресурсами нефти и газа. Развитие добычи углеводородов на шельфе является важнейшим фактором развития отечественной нефтегазодобывающей отрасли и гарантий энергетической безопасности страны.

Известно, что основными претендентами на арктический шельф являются: Россия, Норвегия, Исландия, Дания, Канада и США. Площадь 200-мильной экономической зоны Российской Федерации составляет значительную часть арктического шельфа. При этом Россия имеет возможность увеличить эту площадь еще на 1,2 млн. км2 на основании того, что российский континентальный шельф геологически связан хребтами Ломоносова и Менделеева, которые являются продолжением российского континента. Иными словами, как говорил адмирал Макаров: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Северному Ледовитому океану». Следовательно, для освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа необходимо создание нетрадиционной, не апробированной инновационной технологии, плавучих и подводных технических средств, оборудования и сооружений в арктическом морском исполнении.

Для решения такой не менее сложной, чем космической проблемы требуется концентрация научного, конструкторского, проектного и промышленного потенциалов страны.

В настоящее время Конкурс научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа стал площадкой, на которой формируются запросы на потребности в технологиях для освоения Арктики и предложения от предприятий, которые предлагают эти технологии для всех отраслей промышленности и соответственно на ней рождается некий симбиоз науки, производства и потребителей.


В связи с чем, поручением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № П9-31120 Минэкономразвития России поручено совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проработать вопрос о внедрении технологий и технических решений, отраженных в работах лауреатов Конкурса, с привлечением организаций соответствующих отраслей промышленности, оказать содействие в реализации их проектов, а также по привлечению к участию в конкурсе заинтересованных региональных органов исполнительной власти и организаций. Указанная работа взята на контроль Правительством Российской Федерации.

Рекомендуем
Последние новости

© 2016-2020  "Технологии развития"